В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе: • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка: • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории; • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём; • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Данная рабочая программа разработана на основе «Примерной программы начального общего образования», (часть 1, издательство «Просвещение», 2009 год) и авторской (2012 года издания) программы (авторы А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая). Выбор указанных программ обоснован тем, что они соответствуют базовому уровню и наиболее приемлемы к использованию в сельской школе, так как не выходят за рамки традиционной программы. Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Курс имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях, носит личностно-развивающий характер. Учебный курс занимает особое место среди учебных предметов начальной школы, поскольку способствует формированию у детей 6 – 10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Основной формой организации учебного процесса является урок (урок усвоения новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний и умений). Отличительной особенностью программы можно считать сочетание традиционных и нетрадиционных методов обучения. При реализации рабочей программы используются активные формы обучения и ИКТ, проектная деятельность, фронтальная форма деятельности, групповая форма деятельности, индивидуальная форма деятельности. Технологии обучения: развивающее обучение, опережающее обучение, опорные схемы, тесты, игровые технологии. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: развитие у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формирование учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, формирование умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением, становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему, формирование умений, связанных с информационной культурой: читать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться справочными материалами. Виды и формы контроля: проект, проверочная работа, наблюдение, тестирование, устный опрос.
|