Тема опытно- экспериментальной работы:
"Эффективные модели и механизмы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей в образовательном пространстве"
База опытно-экспериментальной работы: Кулябовский филиал МБОУ Мучкапской СОШ.
Актуальность проблемы:
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности в области нестандартного поведения.
Развитие системы работы с одаренной учащейся молодежью - одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.
Проект модернизации образования России предусматривает обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения. В связи с этим школе необходим данный проект, включающий различного рода мероприятия, имеющие целью создание условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей учащихся молодых людей, воспитание у них желания заниматься интеллектуальной деятельностью, формирование навыков продуктивного интеллектуального труда.
Новизна исследования:
Научная новизна исследования заключается в том, что в данном исследовании рассматривается проблема внеклассной работы с одарёнными обучающимися в контексте личностно-ориентированного обучения при изучении различных предметов.
Цель:
Создание благоприятных условий для реализации потенциала учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Объект исследования: одаренность как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: психологический портрет одаренного ребенка.
Гипотеза исследования: одаренный ребенок обладает повышенными интеллектуальными и личностными характеристиками, которые, с одной стороны, выделяют его из окружающих, с другой стороны, затрудняют существование в обществе.
Задачи исследования:
- Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей (на всех возрастных ступенях);
- Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения их в области естественных, гуманитарных, технических наук, художественного творчества, совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс новых педагогических технологий;
- Разработка нормативно-правового обеспечения;
- Разработка системы мер мотивации, морального и материального стимулирования труда учащегося и учителя.
Основные этапы исследования: подготовительно-информационный, практический, обобщающий.
Ожидаемые результаты эксперимента:
1.Совершенствование системы работы с одаренными детьми;
2.Создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
3.Обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
4.Стимулирование мотивации развития способностей.
Реальные результаты эксперимента:
Поставленные задачи первого, второго и третьего этапов выполнены:
1.Проведена входящая диагностика на выявление интересов и склонностей детей.
2.Определены интеллектуальные и творческие способности учащихся.
3.Составлены индивидуальные маршруты развития одаренных детей.
4.Проводится трансляция результатов через личные сайты учителей.
Результаты экспериментальной деятельности (педагог-инноватор Акаемова Е.А.)
Информационная карта достижений обучающегося. Матвей Ч., 1 класс.
Индивидуальный образовательный план подготовки к конкурсу «Юный исследователь». Матвей Ч., 1 класс.
Оценка и самооценка успехов. Матвей Ч., 1 класс.
План работы с одаренными. Матвей Ч., 2 класс.
План работы с одаренными. Матвей Ч., 3 класс.
План работы с одаренными. Матвей Ч., 4 класс.
Проект "Танки в военной истории моей страны и малой родины".
Проект "Светофор. История от А до Я".
Эксперимент "Драгоценный мостик".
Результативность деятельности обучающегося (наиболее значимые достижения):